СЕЙЧАС В МИРЕ ВЫПУСКАЮТ БОЛЕЕ 400 ВИДОВ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, А СОВОКУПНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ДОСТИГАЕТ 1 МЛРД КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ В ГОД – ПРИЧЕМ ПРИМЕРНО ПОЛОВИНА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ.

Геосинтетические материалы(геомембрана) в дорожной отрасли используются для решения различных задач: армирование, разделение, фильтрация, дренирование, защита, гидроизоляция конструктивных слоев. Как показала практика, во всем мире применение геосинтетиков позволяет удешевить строительство. Экономия происходит или сразу в момент строительства, или же за время эксплуатации. Помимо экономии это сокращение сроков строительства, упрощение возведения сооружений. Использование геосинтетических материалов при строительстве автодорог приводит к увеличению межремонтного срока, предотвращению образования колеи и провалов за счет более равномерного распределения нагрузки на основание. Спрос на геополотно нетканое и георешетки с 2009 по 2012 год вырос на треть. То есть средний годовой рост составлял более 11%, что существенно выше темпов роста ВВП, но несколько ниже среднегодового прироста спроса, например, на полиэфины в целом (около 15%). В любом случае, среди всех направлений использования полиэтилена и полипропилена геосинтетическое направление по среднегодовым темпам роста остается среди лидеров.

БОЛЬШАЯ РАБОТА

На данный момент в России уже есть несколько примеров успешно функционирующих автомобильных дорог, построенных с использованием новых технологий и материалов. Среди них: Трасса М-1 «Беларусь», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», реконструированная автодорога Южно-Сахалинск – Оха (км 820–832), реконструкция трассы М-53 «Байкал» (на участке Красноярск – Иркутск), обустройство Ванкорского и Приобского месторождений, Самотлорского месторождения, Устьсильгинского газоконденсатного, Усть-Тегусского и Урненского месторождений, объекты, строящиеся в рамках подготовки к Олимпийским играм 2014 года в Сочи (в том числе трасса М-4 «Дон»), ряд других высокоскоростных магистралей и платных дорог. Синхронно с развитием рынка геосинтетики развивается и нормативная база. Система технического регулирования материалов в дорожном строительстве в части обеспечивающих документов получила стремительное развитие в последние год-два, в работе находятся важные документы, выработан план по завершению разработки всего комплекса национальных стандартов и отраслевых методических рекомендаций. В 2012 году были утверждены 8 национальных стандартов, которые также касались терминов и определений единой классификации. В настоящее время еще 5 находятся в разработке. Помимо этого, одно из важнейших направлений нормирования – это отраслевые дорожно-методические документы, рекомендации Росавтодора. После принятия новых национальных стандартов старые методические документы будут упразднены. В результате получится единая, четко выстроенная база, каждый элемент которой связан с другими и дополняет, а не подменяет его. Активная работа в сфере нормативной базы дала серьезный толчок к развитию отрасли. Эта работа позволила создать богатый инструментарий нормативных актов, методик, которые регулируют применение геосинтетических материалов. Это, в свою очередь, способствовало появлению все большего числа проектов, предусматривающих применение геосинтетики.

ОПРОБОВАТЬ НА ПРАКТИКЕ

Важнейшую роль в оценке эффективности геосинтетиков будут играть испытательные полигоны, которые сегодня создаются в рамках Федеральной целевой программы Росавтодороми  госкомпанией «Автодор». Это современный инструмент оценки эффективности технических решений, который применяется во всем мире. Полигонов будет четыре: в Санкт-Петербурге, в Сочи, в Ростове-на-Дону и в Якутии. Кроме того, в настоящее время Росавтодор вместе с субъектами РФ вплотную подошел к созданию восьми испытательных центров в каждом федеральном округе, которые будут оснащены самым современным оборудованием не только для стандартных испытаний, но и для проведения научных исследований. В этом контексте крайне важен контроль качества геосинтетиков, потому что дефицит квалифицированных лабораторий является одним из серьезнейших недостатков, который сдерживает продвижение высококачественных материалов часто ввиду отсутствия объективных данных о различиях свойств конкурирующих материалов.

ОТ СМЕТ К СМЕТАМ

Очень важный вопрос связан с ценообразованием в процессе применения инноваций, ведь они дают значительный экономический эффект. Одним из аспектов этой проблемы является сметный раздел проектной документации, которая в части экономики вопроса базируется исключительно на системе государственных сметных нормативов. Полномочия на ведение сметно-нормативной базы закреплены за Минрегионом и Госстроем. При этом доктрина государства в настоящий момент состоит в том, чтобы перейти от детальных смет к сметам на конструкции. В связи с этим очень актуально создание альбомов типовых конструктивных решений. Их появление позволит очень быстро получить расценки на каждую типовую конструкцию, которые можно будет использовать при проектировании. В этом случае снижается трудоемкость самого процесса проектирования, составления сметного раздела, и то, какие технологические операции нужно провести, не становится рассмотрением экспертизы. Другими словами, решения можно будет принимать, исходя из стоимости, качественных характеристик, надежности именно конструкции. Сейчас ведется разработка так называемых нормативов на конструктивные решения.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Ранее среди производителей преобладало мнение, что нормативного закрепления необходимости применения новых материалов будет достаточно для роста спроса на геосинтетические материалы. Однако сейчас начинает доминировать идея о необходимости внедрения в отечественную практику либо ответственности подрядчика за техническое состояние построенных им дорог, либо же – в идеале – более широкого распространения практики контрактов жизненного цикла. Для более широкого применения современных материалов необходимо также повысить квалификационные требования к участникам конкурсов на строительство дорог. При размещении заказа решающим должен стать критерий профессиональной и технической квалификации исполнителей. Эксперты предлагают, во-первых, установить показатели состояния дороги, которым она должна соответствовать в течение межремонтного срока (коэффициенты износа, колее образования, старения, сопротивления к трещинообразованию, несущая способность и т. п.), и конкретные значения указанных показателей. Во-вторых, обязать проектировщиков и подрядчиков при строительстве дорог предоставлять гарантии того, что построенная дорога будет соответствовать установленным показателям качества дорог в течение межремонтного срока, кроме того, важным моментом является введение обязательной независимой экспертизы проектов строительства дорог и выполненных работ на предмет соблюдения показателей долгосрочного качества. Целесообразно также разработать типовые проектные решения, которые при их соблюдении позволяют гарантированно обеспечить соблюдение показателей качества дорог в течение межремонтного срока, а также установить порядок мониторинга состояния дорог на предмет соблюдения показателей качества дорог. И наконец, еще одним важным моментом мог бы стать ввод имущественной ответственности проектировщиков и подрядчиков за необеспечение долгосрочного качества дорог и субсидиарной ответственности независимых лабораторий, которые проводили экспертизу проекта. Только так можно повысить ответственность каждого отдельного подрядчика за конечный результат и качество автомобильных дорог страны. Кроме того, это позволит контролировать освоение бюджетных средств. Для активного внедрения использования современных материалов в строительстве важно создать такие условия, когда участники процесса внедряют новые технологии, руководствуясь экономическими соображениями, на всем процессе создания объекта – от заказа и проектирования до строительства. Так что на ближайшую перспективу задача отрасли заключается в продвижении практики контрактов жизненного цикла не только на отдельных объектах с частными инвестициями, но и массово.