Практика работы горнодобывающих предприятий РФ, выполняющих геологоразведочные работы за счет собственных средств, свидетельствует о несовершенстве действующего законодательства в части комплексного геологического изучения недр и конкретизации прав пользователя недр на все открытые им полезные ископаемые, что наносит ущерб как интересам недропользователя, так и государственным интересам.

Статья 22 закона «О недрах» п.п.4,6,7 устанавливает право недропользователя:

4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции;

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

7) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

В то же время, недропользователь, владеющий добычной или совмещенной лицензией на участок недр, заключающий комплексное месторождение, или месторождение с попутными полезными ископаемыми и компонентами, в случае, если добыча какого-то из видов минерального сырья не была включена в целевое назначение действующей лицензии при ее выдаче, в, частности если промышленная значимость этого вида минерального сырья была установлена после получения лицензии в ходе геологоразведочных работ, выполненных недропользователем, последний на сегодняшний день, не имеет законного основания на добычу этого минерального сырья.

Возникает абсурдная ситуация, когда при отработке месторождения одно или несколько видов минерального сырья, запасы которых разведаны и учитываются Государственным балансом, не могут быть извлечены. В лучшем случае они складируются в сохранный отвал в виде отдельных продуктов (концентратов), в худшем безвозвратно теряются в отходах переработки.

 

Так в Республике Саха (Якутия) с 2010 г. до настоящего времени не находит положительного решения проблема извлечения попутных золота и платины при отработке алмазоносных россыпей Лено — Анабарской алмазоносной субпровинции.

ОАО «Алмазы Анабара», являясь крупнейшим в РФ предприятием по добыче алмазов из россыпей, осуществляет разведку и добычу россыпных алмазов в Анабарском, Оленекском и Булунском районах Республики Саха (Якутия) в рамках восьми собственных лицензий и шести лицензий, владельцем которых является ОАО «Нижне-Ленское» (на условиях договора-подряда). Все россыпные месторождения алмазов содержат попутные компоненты второй группы — шлиховые золото и платину при содержаниях золота-13,8мг/м3, платины — 5,5мг/м3, в миллиграммах на 1 м3 в условиях добычи в Арктике на широте о. Врангеля и Новой Земли. Целевое назначение ни одной из действующих лицензий не предусматривает добычу попутных золота и платины.

Стоимость запасов попутных золота и платины в россыпях района не превышает 2% стоимости запасов основного полезного ископаемого — алмазов, в то же время, при достигнутом годовом уровне обогащения алмазоносных песков 6 млн. м3 предприятие уже сегодня могло бы ежегодно попутно извлекать 150 кг золота и 35 кг платины, а с введением в эксплуатацию ряда перспективных объектов и внедрением развитой схемы обогащения уровень добычи попутного золота предприятием в ближайшие 2-3 года мог бы составить от 0,3 до 0,5 т/год.

На момент получения лицензий золото и платина алмазоносных россыпей провинции не рассматривались в качестве промышленно значимых попутных компонентов, их запасы/ресурсы не учитывались Государственным балансом.

В результате выполняемых предприятием с 2009 г. ГРР в промышленных условиях апробирована технология попутного извлечения золота и платины из текущих хвостов обогащения алмазоносных песков, по целому ряду месторождений запасы попутных золота и платины прошли государственную экспертизу и учитываются Государственным балансом, но разрешения на их добычу нет.

Следует отметить, что техногенные месторождения золота и платины при отработке алмазоносных россыпей не образуются, без проведения специальных мероприятий металл безвозвратно теряется в хвостах обогащения. Между тем, условия лицензионных соглашений всех действующих лицензий и статья 23 закона РФ «О недрах» предписывают недропользователю обеспечить «наиболее полное  извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов».

Годами не решается этот вопрос, хотя пишутся и утверждаются программы по развитию Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

В рамках добычных проектов последних лет золотосодержащий концентрат, согласно рекомендациям ЦКР ТПИ Роснедра складируется в сохранный отвал (Протоколы №32/14-стп от 25.03.2014 г.; №7/14-стп от 28.01.2014 г.). Предприятие несет затраты по первичному обогащению, и обеспечению сохранности концентрата, а в случае прекращения права пользования недрами по объектам, полностью утратит возможность переработки концентрата и реализации драгоценных металлов.

Начиная с 2011 г. предприятие неоднократно обращалось в Якутнедра и Роснедра с данной проблемой. В свою очередь Якутнедра, учитывая системный характер проблемы ходатайствовала в Роснедра о рассмотрении вопроса и оказании содействия в его решении. В рамках действующей нормативно правовой базы решения вопроса не найдено.  По заключению Роснедрадействующее законодательство не предусматривает оснований и соответствующих механизмов, позволяющих осуществить в лицензии изменений, направленных на предоставление в рамках лицензии на добычу одного полезного ископаемого дополнительного права добычи попутно содержащихся полезных ископаемых (письма Роснедра от 11.09.2012 г., Исх. №ЕК-06-30/9042;  от 30.04.2013 г., Исх. ЕК-04-30/4703).

В этих условиях Роснедра предлагало (Исх. ЕК-04-30/4703 от 30.04.2013 г.) подготовить и провести аукционы на предоставление права разведки и добычи золота и платины на участках недр, включающих россыпные месторождения алмазов, лицензиями на которые владеет ОАО «Алмазы Анабара, что связано с определенными рисками для предприятия.

Тем не менее, ОАО «Алмазы Анабара» подало в Якутнедра заявочные документы по двум участкам недр («Месторождение россыпных алмазов р. Эбелях» и «Сохранный отвал») на включение их в Перечень объектов на получение право пользования в 2014 г. с целевым назначением разведка и добыча золота и платины. Проект Перечня участков недр по Республике Саха (Якутия) на 2014 г. с включением данных объектов подготовлен Якутнедра и направлен в адрес Роснедра в январе 2014 г. (Вх. №1259/30 от 31.01.2014 г.). Решение до настоящего времени не принято.

В октябре 2014г.  правоохранительные органы Республики Саха (Якутия) изъяли у ЗАО «Лунное» (СП ОАО «Селигдар» и АРМЗ) 17 слитков — 102 кг золота и запретили реализацию драгметалла, сообщает республиканское МВД.

Полицейские установили, что предприятие, не имея соответствующей лицензии, в период с 2012 по 2014 год добыло более 680 кг золота для дальнейшей реализации.

По данным фактам возбуждены уголовные дела по признакам состава преступления, предусмотренным статьями 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга) и 171 УК РФ (незаконное предпринимательство).

Изъятие драгметалла и запрет на его продажу оборачиваются потерями, которые могут в итоге составить еще 400 кг — таков годовой план «Лунного», пишут местные СМИ.

«Селигдар» и ОАО «Атомредметзолото» (АРМЗ, владеет 50,1%) с действиями правоохранительных органов не согласны. Они отмечают, что АРМЗ, как совладелец лицензии на месторождение Лунное может извлекать все, что в нем содержится — уран, золото, серебро.

ЗАО «Лунное»  ведет добычу на одноименном месторождении в Алданском районе Якутии в рамках опытно-промышленной эксплуатации методом кучного выщелачивания. Лицензия на месторождение первоначально принадлежала ОАО «Техснабэкспорт», в 2008 году она была переоформлена на ЗАО «Лунное» (ЯКУ 14378 ТР, сроком до августа 2027 года) с назначением«разведка и добыча урановых руд».                В лицензии не упоминается слово «золото», хотя — месторождение Лунное, ЯКУ 14378 ТР, запасы категории C1по состоянию на 1.01.2012 г.- руды 762 тыс. т, золота — 3000 кг, серебра — 36,2 т, урана — 408 т.

На месторождении ведутся работы по строительству необходимой инфраструктуры. Проект предполагает поэтапное строительство и ввод в эксплуатацию завода кучного выщелачивания. На первом этапе, в 2012 году, будет запущена линия мощностью в 200 тыс. тонн руды и до 500 кг золота в год. Второй этап предполагает расширение мощности до 400 тонн руды и 720 кг золота к 2014 году, а также установку оборудования для извлечения урана. Производство урана (в форме желтого кека) будет осуществляться в объеме 60 тонн в год.

Проект развития Лунного месторождения золота и урана осуществляется холдингом «Селигдар» совместно с ОАО «Атомредметзолото». Селигдар осуществляет управление проектом. «Селигдар»  понес убытки до 500 млн. рублей, не платили налоги, увольняли людей.

 

Если следовать логике правоохранительных органов, следует объявить незаконной добычу серебра сотнями предприятий по добыче золота, т.к. в лицензии на добычу золота не упоминается слово «серебро»,  его запасы.

В лицензиях на добычу многокомпанентных комплексных  руд предприятиями «Нор никеля», другими предприятиями не расшифрованы наименования полезных ископаемых и их запасов.

Роснедра не решают вопрос о пересмотре условий лицензирования (ФЗ «О недрах» ст.22 п.7 «обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена») для дополнения условий лицензирования путем добавления в лицензии вновь выявленных полезных ископаемых.

Не решается вопрос путем дополнительного аукциона на вновь выявленных полезных ископаемых в существующих лицензиях.

Нет и законодательного  решения вопроса, легче потерять в отвалах золото, платину и др. ценные полезные ископаемые.

Необходимо рассмотреть этот вопрос и решить его в соответствии с ФЗ «О недрах» путем  пересмотра условий лицензирования путем внесением в лицензии на добычу вновь выявленных полезных ископаемых, а также дать разъяснение в правоохранительные органы   соответствия с ФЗ «О недрах» ст.23 п.5. «обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов»   и прекратить преследование  золотодобывающего предприятия ОАО «Селигдар».

Представленный Правительством РФ законопроект об использовании отходов горнодобывающего производства не сможет вовлечь в полной  мере в работу техногенные месторождения.

Представляется, что закон по отработке техногенных месторождений должен:

1. Предоставлять в пользование техногенные россыпи без проведения конкурсов и аукционов на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

2. Разрешить недропользователю проводить без геологического изучения недр добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией.

3.     Исключить из основных требований к рациональному использованию и охране недр проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых по отношению к техногенным россыпям, представляющим собой вторичный комплекс переработки сырья.

4.     Предоставлять в пользование для добычи техногенные россыпи без проведения государственной экспертизы.

5.   Не проводить государственную экспертизу запасов.

Переход на сплошную отработку техногенных россыпей применим не только к золоту, он может быть использован для переработки хвостов рудодобычи других полезных ископаемых, что позволит создать тысячи рабочих мест и будет способствовать наведению экологического порядка на площадях, затронутых горнодобычными работами.

После получения лицензии необходимо заключить договор аренды лесного участка, на котором располагается месторождение. По Хакасии прокурор отменял договоры аренды лесных участков как ничтожные в связи с тем, что лесные участки являются  лесами «особо защитными». Зачем же разрешали вести геологоразведку, ставили на баланс, а добывать нельзя.

Предлагаем в существующий ФЗ «О недрах» применить редакцию ФЗ

РФ №2395 от 21 02.1992г.  статью  11 п.5

«Предоставление лицензий на пользование недрами  осуществлять одновременно с предоставлением   земельного участка».

При добыче золота из россыпных месторождений недропользователь имеет до 10 лицензий, т.к. запасы золота по одной лицензии крайне незначительны, добыча осуществляется не по всем одновременно лицензиям, а   Роснедра отбирают лицензии, по которым не ведется добыча из-за невыполнения условия лицензии.

« При наличии у недропользователя нескольких лицензий на россыпные месторождения недропользователь может осуществлять добычу полезного ископаемого не одновременно по всем лицензиям, при этом суммарная добыча не должна быть меньше суммарного уровня добычи установленного для всех лицензий. На части лицензий добыча может осуществляться позже установленных лицензиями сроков».

В районах Дальнего Востока и Крайнего Севера при проведении  аукционов, зачастую имеется один недропользователь, проведение аукциона  отменяется (десятки случаев).  Предлагается законодательно при этих условиях разрешить проведение аукциона при одном участнике, как это установлено проведением конкурса. Месторождения начнут осваиваться.

Необходимо разрешить часть средств по уплате НДПИ использовать на финансирование ГРР, тем более, что при расчете ставки НДПИ  50% ставки были заложены от размера ВМСБ  (которые были отменены).

Необходимо было учесть и еще ряд предложений  МПР, Роснедрам и Росгеологии.

Внесенный в Госдуму Закон  о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями по целому ряду замечаний принимать нельзя.

Двенадцать  лет назад уже вносились поправки в проект Федерального закона №122473-3 от 13.11.2002г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» о разрешении индивидуальным предпринимателям, т.е. физическим лицам добывать золото. Были приняты Госдумой и Советом Федерации. Президент Российской Федерации Путин В.В.  отклонил этот Законопроект.

Внести поправки в ФЗ «О недрах»

1.      Вернуть право субъектам федерации выдавать лицензии на право разведки и добычи россыпных месторождений и рудных месторождений с запасами до 10 т золота.

2.      Освободить предприятия, ведущие геологоразведочные работы за счет собственных средств, от оплаты регулярных платежей за повышение недрами.

3.      Освободить от внесения разовых платежей при получении лицензий на геологоразведку.

 

 

Источник: www.miningexpo.ru